Система автоматизированного проектирования Revit
Использование программы Revit в проектировании
Revit построен по технологии BIM. Данный термин расшифровывается как Building Information Modeling или Building Information Model, что переводится как информационное моделирование здания или информационная модель здания.
Данная САПР призвана обеспечить
эффективный процесс разработок в областях архитектурного проектирования, проектирования
инженерных систем и строительных конструкций. До версии 2012 под каждую задачу существовал
отдельный программный продукт – Revit Architecture для
архитекторов, Revit MEP для проектировщиков инженерных систем и Revit Structure для проектировщиков строительных конструкций.
Все три программы построены на одной базе и имеют много общего. Начиная с версии
2013, Revit доступен уже в четырех вариантах: либо по-старому,
в виде одной из трех программ, либо в виде единой программы, включающей в себя абсолютно
весь необходимый функционал для всех трех областей.
Один из главных аспектов,
периодически являющийся камнем преткновения (особенно для тех, кто переходит на
Revit с таких двухмерных чертежных САПР, как AutoCAD, NanoCAD
и других) – при помощи данного продукта пользователь ничего не
рисует и не чертит. В этой САПР разработчик моделирует здание, всего его строительные и инженерные
системы и даже окружающую его обстановку. Причем, делает он это при помощи компоновки
более мелких моделей (дверей, стен, окон, труб, проводов и так далее). Каждый элемент
является полным аналогом существующего в реальности изделия и наследует все его
свойства, необходимые в процессе разработки. Например, модель кабеля включает в
себя такие свойства, как количество и материал проводов, материал и толщина изоляции,
электрическое сопротивление, и все остальное, что необходимо для его прокладки и
расчета электрической системы. Если провести аналогию, то Revit представляет собой виртуальную стройку. Как на стройку
привозят материалы для стен, так же и проектировщик в виртуальном пространстве настраивает
нужный ему тип стен. Как на стройке возводят стены, так и проектировщик их «возводит»
соответствующим инструментом. Как на стройку привозят и устанавливают окна и двери,
так и проектировщик вытаскивает их на свою «виртуальную стройку» и устанавливает
в соответствии с необходимостью.
Если продолжить аналогию,
то у проектировщика имеется в наличии не только «виртуальная стройка», но и «виртуальный
завод по производству чего угодно». Никакой разработчик программного обеспечения
подобного уровня не сможет покрыть запросы всех архитекторов, строителей и инженеров
мира в нужных компонентах. Одних только стандартов в мире несколько десятков. А
сколько производителей тех или иных элементов зданий или инженерных систем? Счет
идет на миллионы компонентов, если не миллиарды. Поэтому Autodesk предоставили пользователям
инструмент, который в кратчайшие сроки позволяет смоделировать любой компонент практически
любой сложности, будь то простейший отвод для водопроводной системы или сложнейший
двигатель внутреннего сгорания. Более того, такие компоненты являются параметрическими,
что значительно ускоряет и упрощает процесс моделирования объекта.
На данный момент в подавляющем
большинстве случаев документация остается главным результатом разработок. Revit предоставляет инструмент генерации чертежей на основе спроектированной модели.
В отличие от таких САПР, как AutoCAD, в Revit процессы построения
моделей и генерации чертежей разделены. Разработчик лишь указывает системе, какие
планы, фасады и разрезы нужно отобразить в документации, а потом «вытягивает» их
на поле чертежа. Остается лишь нанести поясняющие надписи – от размеров до рамки
чертежа и таблиц. Все поясняющие элементы являются с одной стороны элементами отображения,
с другой – элементами управления. При этом они всегда отображают «честное» значение
своего параметра. Например, размер, указывающий расстояние от стены до окна, указывает
именно то расстояния, на котором окно отстоит от стены. Изменить это значение, как
в AutoCAD, просто «перебив» его другими цифрами, нельзя. Что бы сделать это, необходимо
сдвинуть окно или стену, что достигается изменением значения размера.
Ни одна стройка не обходится
без спецификаций и ведомостей. Спецификация в понятии Revit несколько отличается от привычного понятия. По сути,
спецификация в Revit – это настраиваемая таблица для
отображения всего чего угодно, что присутствует в моделях зданий, конструкций и
систем. Данные таблицы могут не только отображать, но и подсчитывать количества
и даже производить расчеты по формулам. Как и все остальные элементы, спецификация
в Revit является полноценным элементом управления, который
позволяет редактировать модели. С их помощью можно менять параметры того или иного
компонента.
В общем случае, процесс проектирования
в Revit состоит из следующих этапов:
1
подготовка моделей компонентов зданий, конструкций или систем;
2
моделирование зданий, конструкций или систем;
3
оформление спецификаций;
4
оформление чертежей.
Поскольку проектирование
в Revit – сквозной процесс, то данное разделение по этапам
достаточно условное. И чертежи, и спецификации являются полноценными элементами
управления. То есть, как внесение изменения непосредственно в модель приводит к
соответствующим изменениям на чертежах и в спецификациях, так и внесение изменений
в чертежи и спецификации меняет модель.
Основные термины
Вся работа в Revit происходит в проектах. Проекты хранят абсолютно
всю информацию об объекте проектирования – все модели, чертежи, спецификации, виды,
планы и так далее. С точки зрения файловой системы проект Revit представляет собой
один отдельный файл. Данный файл является вполне самодостаточным и не требует практически
никаких внешних ссылок, за исключением случаев совместного проектирования или файлов,
подключенных в виде ссылок. Файлы проектов имеют расширение *.rvt. Архитектура проектов изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Архитектура проекта Revit
Проекты Revit генерируются на основе
шаблонов проектов. Они содержат
не только оформительские заготовки. По сути, шаблоны проектов
– это те же проекты, отличаются они только своим
назначением и расширением – *.rte. Они могут
содержать любые предварительные настройки и любые загруженные модели, включая модель
здания. Например, при проектировании ряда объектов, имеющих одинаковое строение,
можно первый проект сохранить в качестве шаблона, а для остальных объектов остается
только вносить небольшие изменения. По умолчанию, с дистрибутивом Revit поставляется
несколько преднастроенных шаблонов для различных направления проектирования.
Уровни – бесконечные горизонтальные
плоскости. Служат для привязки элементов моделей – стен, перекрытий, потолков, элементов
водопровода, элементов вентиляции и т. д. Изменение высоты уровня меняет все соответствующие
высотные значения привязанных к нему элементов. Например, каждый этаж многоэтажного
здания со всем набором его элементов удобно привязывать к уровням. Следовательно,
при изменении высоты какого-либо уровня сместится соответствующее перекрытие, а
с ним сместятся все привязанные к уровню элементы – окна, двери, светильники, мебель,
трубы и остальное, а также изменится высота стен.
Все компоненты, из которых состоят модели здания
или систем, а также практически все аннотации, представляют
собой так называемые семейства. Семейства –
это аналог библиотек в других САПР. Семейства бывают
трех типов:
- загружаемые семейства;
- системные семейства;
- контекстные семейства.
Загружаемые семейства – элементы, которые хранятся
в отдельных файлах с расширением *.rfa и по мере необходимости
загружаются в проект. Загружаемые семейства,
как правило, представляются собой такие неделимые компоненты здания, которые в реальности
приобретаются отдельно, доставляются на стройплощадку и устанавливаются в здании
или вокруг него. К примеру – двери, окна, соединительные детали и арматура трубопроводов,
различное оборудование и другие. Если семейство загружено
в проект, то проекту Revit не нужны внешние файлы этого семейства,
так как вся информация о нем сохраняется в пределах проекта. Даже если удалить файл
семейства после загрузки, дальнейшее использование его в проекте не вызовет никаких
ошибок. Загружаемые семейства непосредственно в проекте не редактируется.
Для создания и редактирования загружаемых семейств предназначен соответствующий
редактор. Расширение файлов загружаемых семейств – *.rfa. Для разработки семейств используется система
шаблонов. Файлы шаблонов семейств имеют расширение *.rft.
Системные семейства. Если продолжить аналогию
со стройплощадкой, то системные семейства
представляют собой те компоненты зданий, конструкций и систем, которые собираются
непосредственно на стройплощадке – стены, перекрытия, крыши, трубопроводы, кабельные
системы, воздуховоды и так далее. Для редактирования таких семейств не существует
отдельного редактора, все настройки свойств и редактирование графики выполняются
непосредственно в проекте. Такие семейства хранятся только в пределах проекта и
изначально имеют определенные преднастройки, которые можно менять по мере необходимости.
Передавать такие семейства в другие проекты можно либо посредством шаблона, либо
через специальную функцию копирования свойств шаблонов.
Контекстные семейства представляют собой уникальные
компоненты, созданные для текущего проекта и не предназначенные для использования
в других. При создании таких компонентов имеется возможность привязываться к существующей
геометрии проекта. В результате, при изменении такой геометрии будет меняться и
геометрия контекстного семейства. По сути, данный вид семейств представляет собой
нечто среднее между загружаемыми и системными семействами. С одной стороны в плане создания
и редактирования он аналогичен загружаемым семействам. Но с другой стороны, как
и для системных семейств, для этого типа семейств не существует ни отдельного файла,
ни отдельного редактора. Вся информация о таких семействах хранится в пределах одного
проекта. Все действия с ним так же выполняются в пределах проекта.
Семейства могут содержать в своем
составе различные типоразмеры. В таком случае семейство
представляет собой серию однотипных компонентов, отличающихся друг от друга некоторыми
свойствами. Например, серия шаровых кранов определенной модели, каждый типоразмер
которой предназначен для установки на трубы своего диаметра.
Типоразмерам семейства аналогичен каталог типоразмеров. Данный инструмент так же представляет
собой набор однотипных компонентов, но информация о компонентах хранится либо во
внешнем файле (*.csv или *.txt), либо данная информация встраивается в модель. Отличие
между типоразмерами и каталогом компонентов
в том, что типоразмер выбирается только вручную, а из каталога система может автоматически
подобрать элемент с заданными параметрами. Например, семейство газовых расходомеров
логичнее организовывать с помощью типоразмеров.
Зачастую эти устройства используются с меньшим условным проходом, чем условный проход
трубы, на который они устанавливаются. Поэтому при его установке на трубу лучше
сразу выбрать нужный тип. А семейство фланцев лучше организовать в виде каталога типоразмеров, из которого система будет автоматически
выбирать наиболее подходящий фланец.
Экземпляр – отдельный элемент, размещенный
в проекте. Он характеризуется определенным местоположением
в модели здания или на чертеже.
Соответственно типоразмера и экземплярам, все
параметры, определяющие свойства элементов, можно разделить на параметры (свойства) типа и параметры (свойства) экземпляра. Например, высота конкретного типа двери – параметр типа, уровень привязки – параметр экземпляра.
Все элементы, из которых состоят модели Revit,
по функциональному назначению делятся на категории. Список
категорий Revit приведен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Все категории Revit
Виды – способы отображения модели:
- планы этажей
- планы потолков
- 3D виды
- фасады и разрезы.
Аннотации – все поясняющие надписи:
размеры, высотные отметки, обозначение уклона, выноски и т.д. Все аннотации в Revit, будь то размер или марка, являются
«честными», то есть они отображают именно то значение, которое присутствует в модели,
и переназначить его, как в AutoCAD или Inventor, нельзя. Если же есть необходимость
изменить значение аннотации, то для этого нужно менять саму модель. Например, если
нужно поменять размер, указывающий расстояние от стены до окна, то сделать это можно
только передвинув окно или стену.
Спецификация в понятии Revit несколько
отличается от привычного понятия. По сути, спецификация в Revit – это настраиваемая
таблица для отображения всего чего угодно, что присутствует в моделях зданий, конструкций
и систем. Данные таблицы могут не только отображать, но и подсчитывать количества
и даже производить расчеты по формулам. Спецификация в Revit является полноценным
элементом управления, который позволяет редактировать модели. С их помощью можно
менять параметры того или иного компонента. Гибкое управлением внешним видом спецификаций позволяет формировать любые спецификации
для отображения в документации в соответствии с ГОСТ или СНиП.
Пользовательский интерфейс Revit
На рисунке 1 приведен примерный вид окна Revit
с открытым проектом или семейством.
Рисунок 1 – Окно Revit
Окно Revit состоит из следующих основных элементов
(рис. 1):
1 Лента
2 Панель параметров
3 Меню приложения
4 Панель быстрого доступа
5 Палитра свойств
6 Диспетчер проектов
7 Область рисования
8 Панель управления видом
9 Строка состояния
10 Инфоцентр
Лента
Лента содержит весь инструментарий,
необходимый для работы в Revit. Все инструменты сгруппированы по вкладкам в соответствии с областью
применения: Архитектура, Конструкции, Системы, Вставка, Аннотации и так
далее. Каждая вкладка состоит из панелей. На вкладках инструменты сгруппированы по панелям в соответствии с конкретной
задачей (рис. 2).
Рисунок 2 – Лента
Лента спроектирована таким образом, что бы при уменьшении
размера окна пользователю были доступны все команды (см. рис 3).
Рисунок 3 – Лента при малом размере окна
Вкладки делятся на два типа: статические и контекстные. Первые жестко закреплены на своем месте
и не меняются (рис. 2 и 3). Контекстные вкладки – динамические. Они появляются на экране только при использовании
какого-либо инструмента (Стена, Балка, Труба и т.д.) или
при выборе элемента модели (рис. 4). Эти вкладки содержат только те команды, которые
относятся к выбранному инструменту или элементу. Закрываются по окончании использования
инструмента или по окончании редактирования элемента. На рисунке 4 изображен пример
контекстной вкладки, которая появляется при выборе стены. Ее инструментарий позволяет
редактировать выбранную стену.
Рисунок 4 – Пример контекстной вкладки редактирования стен
Некоторые панели содержат больше команд, чем может поместиться на них по
умолчанию. Для доступа к скрытым командам такие панели разворачиваются щелчком мышью по ее названию. На то, что
панель имеет скрытые команды
и может разворачиваться, указывает стрелка, расположенная рядом с названием панели. По умолчанию развернутая панель сворачивается при щелчке
мышью вне ее. Для фиксации панели в развернутом состоянии существует кнопка в виде канцелярской
кнопки (рис. 5).
Рисунок 5 – Панель: а – свернутая, б – развернутая, в – развернутая и зафиксированная
Некоторые вкладки позволяют открыть диалоговое
окно настроек. Для этого существует кнопка в виде стрелки, расположенная снизу справа
(рис. 6).
Рисунок 6 – Пример доступа к окну настроек с панели ленты
Панель параметров
Панель параметров расположена под лентой.
Она меняется в зависимости от того, какая команда или какой элемент выбран и содержит
их элементы настроек. Эту панель можно переместить в нижнюю часть окна и поместить
над строкой состояния. Для этого нужно щелкнуть по панели правой кнопкой мыши и
в выпадающем меню выбрать пункт Закрепить снизу.
Возврат обратно происходит так же, только пункт выпадающего меню меняется на Закрепить сверху.
Меню приложения
Меню приложения открывается кнопкой меню приложения, расположенной в верхнем левом
углу окна Revit (рис. 7). Это меню предоставляет доступ к таким общим функциями,
как Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как, Экспорт, Рабочие процессы,
Публикация, Печать, Лицензирование, Закрыть.
Рисунок 7 – Меню приложения
Для каждого пункта меню, кроме пунктов Сохранить и Закрыть, существуют
варианты команд (рис. 8). Они доступны по щелчку на стрелке справа от соответствующей
кнопки.
Рисунок 8 – Варианты команд пунктов меню приложения
Через меню приложения можно получить быстрый
доступ к последним открывавшимся файлам или ко всем открытым. Для этого нужно щелкнуть
левой клавишей мыши по расположенным в его верхней части окна кнопкам Последние документы или Открытые документы, которые выведут в правой части меню
соответствующие списки (рис. 9).
Рисунок 9 – Доступ из меню приложения к Последним документам
(слева) и Открытым документам (справа)
В списке последних файлов отображаются только
16 ссылок на последние файлы. При открытии нового файла из списка удаляется самая
старая ссылка. Если необходимо какую-либо ссылку заблокировать, то нужно щелкнуть
левой клавишей мыши на расположенной справа от ссылки кнопке в виде канцелярской
кнопки (рис. 10).
Рисунок 10 – Блокировка ссылки на ранее открывавшийся файл
в окне меню приложения
Ссылки на последние документы
можно отсортировать По упорядоченному списку, По дате обращения, По размеру и По типу, за что отвечает расположенное под названием
панели выпадающее меню (рис. 11).
Рисунок 11 – Сортировка последних документов
Панель «Быстрый доступ»
Панель Быстрый доступ расположена
в левом верхнем углу окна Revit. Она предназначена
для быстрого доступа к наиболее часто используемым командам. Эту панель можно адаптировать
под любого пользователя. Для удаления или добавления стандартных команд нужно нажать
расположенную справа от панели кнопку со стрелкой, в результате чего раскроется
выпадающее меню (рис. 12). Удаление или простановка галочки в данном окне удалит
или добавит иконку соответствующей команды на панель Быстрый доступ.
Панель Быстрый доступ можно
переместить под ленту. Для этого нужно в том же выпадающем меню щелкнуть пункт меню
Показать под лентой (рис. 13). Возврат панели обратно
над лентой происходит аналогично.
На панель быстрый доступ можно добавлять команды
с ленты команд. Для этого нужно щелкнуть по интересующей команде правой клавишей
мыши и в выпадающем меню выбрать пункт Добавить на панель быстрого доступа
(рис. 14).
Удаление команды с панели быстрого доступа
выполняется аналогично через щелчок правой клавишей мыши по удаляемой команде и
выбор из выпадающего меню пункта Удалить с панели быстрого доступа
(рис. 15).
Для более существенной адаптации панели Быстрый доступ можно открыть окно Адаптация панели «Быстрый доступ». Для этого в выпадающем
меню, изображенном на рис. 12, нужно выбрать пункт Адаптировать панель быстрого доступа. С помощью окна Адаптация панели «Быстрый доступ» можно перемещать
иконки команд, добавлять и удалять разделители, удалять команды и располагать панель
под лентой или над лентой (рис. 16).
Палитра свойств
В окне Палитра свойств можно
просматривать и изменять параметры, которые определяют свойства элементов (рис.
17).
Рисунок 17 – Палитра свойств
Окно Палитра свойств можно переносить в любое место окна Revit, закреплять его в определенном положении или отделять. Для этого нужно левой клавишей мыши зажать курсор на заголовке окна и
перетащить его в требуемое место. Если при этом поднести курсор к одной из сторон
области рисования, то программа предложил закрепить его. В незакрепленном состоянии
его размеры можно менять как по горизонтали, так и по вертикали. Его местоположение
и режим отображения сохраняются до следующего сеанса работы. При первом запуске
Палитра свойств располагается в левой части окна Revit над окном Диспетчер проектов.
Палитра свойств включается и выключатся одним из следующих способов:
-
командой на ленте: вкладка Изменить – панель
Свойства – команда Свойства;
-
командой на ленте: вкладка Вид – панель Окна – выпадающее меню Пользовательский интерфейс – пункт Свойства;
-
в меню в области рисования, выпадающем по щелчку правой клавишей мыши
– пункт Свойства;
-
горячие клавиши PP.
Небольшая рекомендация – так
как чаще всего элементы Revit содержат большое
количество параметров, то отделите это окно от его местоположения по умолчанию и
закрепите его либо с правой стороны области рисования, либо с левой стороны, но
перекрывая окно Диспетчер проектов (рис. 18). Во
втором случае Палитра свойств будет доступна через
расположенные под окном закладки.
Данное окно содержит следующие
элементы:
-
Список типоразмеров.
-
Фильтр свойств.
-
Кнопка Изменить тип.
-
Свойства экземпляра.
Список типоразмеров
Список типоразмеров – выпадающее меню. При активизации команды
размещения элементов (Стена, Колона, Труба и т.д.) оно
отображает текущий типоразмер. Для выбора иного типоразмера это меню необходимо
предварительно развернуть. Это же меню используется для отображения и изменения
типоразмера размещенного в модели элемента.
Меню Список типоразмеров можно вынести на панель Быстрый доступ ранее описанным способом через правый
щелчок мыши. Таким же способом это меню можно вынести на вкладку ленты Изменить.
Свойства экземпляра
Окно Свойства экземпляра в
большинстве случаев содержит все параметры, определяющие свойства экземпляров. Если
какой-то параметр предназначен только для чтения, то он будет затенен.
Фильтр свойств
При выборе в области рисования
группы элементов, принадлежащих разным категориям, в окне Свойства экземпляра выводятся только общие для всех
выбранных элементов параметры. Выпадающее меню Фильтр свойств предназначено
для того, что бы в этом окне можно было вывести параметры одной категории. Кроме
того, данное окно содержит общее количество элементов в выбранной группе и количество
элементов каждой категории.
Кнопка Изменить тип
По нажатию кнопки Изменить тип открывается окно, содержащее свойства текущего
типоразмера. Здесь можно менять свойства типоразмера, переименовывать его, создавать
новый типоразмер, загружать типоразмеры из семейств.
Диспетчер
проектов
Диспетчер видов отражает содержимое
проекта. Виды, листы, спецификации и остальные элементы отображаются в виде иерархического
дерева (рис. 20).
Для доступа к элементам определенной категории
нужно ее развернуть. Что бы открыть план, 3D вид, фасад, разрез, узел, спецификацию
или лист нужно дважды щелкнуть по нему левой клавишей мыши. Данное окно позволяет
выполнять такие действия, как открытие, закрытие, создание, копирование, переименование
видов, листов, типоразмеров семейств и остальное.
Область
рисования
Область рисования – основное окно проектировщика. Оно отображает
все, что относится к проектам или семействам – виды, спецификации, легенды, листы.
В нем проходит весь процесс проектирования. При открытии нового вида его окно по
умолчанию открывается поверх остальных. Остальные окна не закрываются, а остаются
за активным видом.
Для управления окнами предназначена
панель Окна на вкладке Вид (рис. 21). Расположенная
в этом окне кнопка Создание копии окна создает копию
текущего окна.
Для переключения окон предназначена
кнопка Переключение окон. При щелчке по ней левой клавишей
мыши раскрывается выпадающий список открытых окон (рис. 22). Щелчок по выбранному
окну переключает на него область рисования.
Рисунок 22 – Переключение окон
Кнопка Закрытие невидимых окон (рис. 21) закрывает все окна,
кроме текущего. Кнопка Мозаичное расположение окон
(рис. 21) открывает одновременно все активные окна. Пример такого расположения окон
изображен на рис. 23.
Рисунок 23 – Несколько одновременно открытых окон
Для тех, кто привык работать
на черном фоне, есть возможность переключить отображение области рисования в инверсный режим. Для этого нужно
открыть Меню приложения и в его нижней части щелкнуть левой
клавишей мыши по кнопке Параметры. Откроется
окно Настройка. В этом окне нужно перейти в раздел Графика, в котором в области Цвета проставить галочку Инверсия фона (рис. 24).
Навигация по модели
Когда открыт и активирован
любой из трехмерных видов, в правом верхнем углу области рисования располагается
видовой куб с компасом (рис. 25).
Рисунок 25 – Видовой куб и компас
Этот элемент предназначен для
поворота трехмерной модели на любой угол. Если выбрать и щелкнуть левой клавишей
мыши любую грань, ребро или угол куба, то он повернется
к пользователю выбранным элементом, а вместе с ним повернется и модель. Кроме того,
можно зажать левой клавишей мыши любой элемент куба и поворачивать
его. Вместе с кубом будет вращаться модель. Точка
вращения – либо геометрический центр модели, либо геометрический центр выбранного
элемента модели. Компас организован таким же образом,
с той лишь разницей, что вид будет вращаться вокруг оси, вертикальной уровням.
Ниже видового куба расположена
панель навигации (рис. 26), которая содержит кнопку Штурвал и кнопку Панорамирование.
В отличие от видового куба, панель навигации появляется и на трехмерных, и на двумерных
видах. Меняется лишь ее состав.
Если видовой куб и компас предоставляют
только возможность поворота модели, то с помощью штурвала можно производить любую
навигацию по модели от поворота и масштабирования, до «хождения» по модели и вокруг
нее. На рисунке 27 изображен Суперштурвал, который
вызывается с панели навигации по умолчанию. Что бы воспользоваться навигацией, необходимо
зажать на штурвале требуемую команду и выполнять требуемое действие,
не отпуская клавишу мыши. Действие заканчивается, когда пользователь отпускает клавишу
мыши.
Суперштурвал предоставляет самый полный список возможностей
навигации. Существуют различные варианты штурвалов узкого
назначения, в том числе штурвал для 2D-видов.
Список таких штурвалов доступен по нажатию кнопки со стрелкой, расположенной под
кнопкой Штурвал (рис. 28).
Выбор вариантов панорамирования аналогичен выбору штурвала (рис. 29).
Панель управления
видом
Панель управления видом дает возможность настраивать такие параметры,
как масштаб, уровень детализации, визуальный стиль и так далее.
Строка состояния
Строка состояния расположена в нижней части окна Revit. При использовании какого-либо инструмента в левой части этой строки отображаются соответствующие ему подсказки и советы. Если в области рисования навести курсор на какой-либо элемент модели, то в том же месте будут отображаться название семейства и типоразмер этого элемента. При открытии большого файла в том же месте будет отображаться индикатор процесса открытия.
Инфоцентр
Панель Инфоцентр располагается в правой верхней части окна
Revit. Она предоставляет доступ к таким сервисам, как Центр подписки, Коммуникационный центр,
Избранное, онлайн-служба Autodesk 360 и веб-сайт Exchange Apps. Но, самое главное для нас то, что данная
панель содержит команду для доступа к справке и обучающим материалам по Revit (рис. 30).
Рисунок 30 – Доступ к справке и обучающим материалам Revit
Система автоматизированного проектирования Renga
Пользовательский интерфейс Renga
Стартовая страница
При запуске программы Renga открывается стартовая страница:
1 – создать
новый проект;
2 – открыть
проект для чтения и редактирования;
3 – открыть проект, с которым велась
работа ранее;
4 – произвести
настройки интерфейса, навигации, активации расширений, совместной работы и
экспорта модели в формат IFC;
5 – открыть
справку;
6 – узнать
версию программы, а также посмотреть информацию о правообладателе и сроке
действия лицензии;
7 – активировать
лицензионный файл.
Настройки программы
Возможность настроить программу существует как до начала работы над проектом, так и в процессе – но в большинстве случаев потребует перезапуск Renga.
Общие настройки позволяют применить один из двух доступных языков интерфейса, поменять масштаб (панелей, иконок команд и размера текста интерфейса). Настроить шрифт, применяемый по умолчанию.
Режимы
графики позволяют настроить качество отображения трехмерной модели и формат отображения видов на чертежах (в растровом или векторном формате).
Настроив
навигацию, можно отобразить центр вращения. Применить один из режимов навигации: при управлении объектом рекомендуется проектировать; в режиме «управление камерой» – проводить визуальную проверку на коллизии в модели разных проектных разделов, а также показ модели с обходом внутри здания и облетом вокруг здания.
Состав проекта в Renga
Создаваемый в Renga проект содержит:
– цифровую
информационную модель здания или сооружения и его внутренних инженерных
систем (вкладка «3D Вид»),
– все созданные стили и свойства (меню «Управление стилями» на основной панели),
– сформированные по данным модели спецификации, заполненные пользователем таблицы, получаемые на основе модели виды – уровни, разрезы, фасады – и чертежи (компоненты одноименных групп вкладки «Обозреватель проекта»).
В
обозревателе проекта также находятся группы инженерных систем, в которых содержатся принципиальные схемы соответствующих систем жизнеобеспечения здания или сооружения, реализованных в модели; сборки, которые могут быть использованы в качестве составных элементов модели.
Цифровая
информационная модель здания или сооружения
Цифровая
информационная модель (ЦИМ) здания или сооружения формируется из элементов, каждый из которых представляет собой в общем случае параметрический трехмерный объект предметной области и включает в себя геометрическое и информационное
представления.
Информационное
представление каждого элемента ЦИМ делится в Renga на три категории:
1
– параметры (являются неотъемлемой частью объектов и стилей, их значения задаются пользователем для определения в основном геометрического представления объекта),
2
– расчетные
характеристики (рассчитываются программой автоматически, исходя из заданных
пользователем параметров),
3
– свойства (атрибуты, набор которых может быть создан (удален) и определен пользователем для каждого типа объекта или стиля; для определения значений свойств могут быть использованы ссылки на атрибуты других типов объектов или стилей, а также заданы вычисляемые или составные выражения).
Информационное
представление компонентов проекта (чертежей, спецификаций и т.д.) также может включать в себя наборы определенных параметров, расчетных характеристик и свойств (варьируются в зависимости от типа компонента проекта).
Стиль в Renga
Стиль в Renga определяет внешний вид объекта цифровой информационной модели, а также позволяет назначить свойства элементам данного стиля. Стандартные формы и категории позволяют на своей основе настроить стиль объекта предметной области. При изменении параметров и свойств стиля все объекты в модели или виды/обозначения/легенды на чертежах, для которых определен данный стиль, приобретут измененные параметры и свойства.
Стиль Renga гибко параметрически настраивается; применяется для создания множества вариантов уникальных объектов модели; возможно продублировать и создать на его основе новый стиль; можно скопировать вместе с объектом и применить в другом проекте.
Все стили проекта сгруппированы в меню основной панели «Управление стилями».
Основные методы работы с трехмерным представлением модели
Трехмерное представление цифровой информационной модели здания или сооружения в Renga представлено во вкладке 3D Вид. Это основная сцена создания, редактирования цифровой информационной модели и насыщения её информацией. При закрытии данной вкладки – закроется весь проект.В
программе предусмотрено 2 режима навигации
по трехмерной модели.
При
активации режима «Управление объектом», навигация в модели осуществляется
следующим образом:
· Приближение и отдаление – с помощью колесика мыши, 2-ой способ – с помощью стрелок вниз и вверх или клавиш S и W. При этом: в случае, если указатель мыши находится в пустом пространстве – приближение и отдаление будет происходить медленно; в случае же, если указатель мыши наведен на объект или обозначение, например – уровня, скорость приближения или отдаления будет достаточно быстрой для приближения или отдаления именно данного объекта или обозначения.
· Вращение модели производится движением мыши с зажатой правой кнопкой.
· Перемещение - движением мыши с зажатым колесиком. А также можно воспользоваться стрелками вправо-влево или клавишами D и A на клавиатуре.
· Двойной щелчок по колесику мыши вписывает модель в окно 3D Вида.
Переключение
между режимами навигации осуществляется в окне «Настройки». Основное отличие приемов работы в режиме навигации «Управление камерой» состоит в том, что для приближения или отдаления камеры используется только клавиатура.
Любые объекты цифровой информационной модели располагаются на одном или нескольких уровнях. Основное предназначение уровней – разбивка здания или сооружения по высотным отметкам или этажам.
При
необходимости, на одной и той же высоте могут быть расположены несколько уровней. Например, при разбивке одного здания на несколько блоков.
Уровень
относится к «Обозначениям» в модели. Создается соответствующей командой «Уровень» с привязкой к любому существующему уровню (точный отступ можно ввести с клавиатуры). Если значение отступа задать нулевым, то новый уровень будет
расположен на той же отметке с тем уровнем, к которому происходила привязка. Создание уровня подтверждается щелчком левой кнопки мыши.
Уровень
может быть перемещен за характерную точку левой кнопкой мыши; скопирован за характерную точку щелчком левой кнопки мыши с зажатой клавишей Ctrl. С помощью команды основной панели «Копировать» уровень можно скопировать как внутри
одного проекта, так и в другой проект через буфер обмена.
После
вызова контекстного меню щелчком правой кнопки мыши по обозначению уровня, размещенного в модели, становятся доступны команды работы с уровнем.
Уровень
и, соответственно, все расположенные на нем объекты можно скрывать, показывать или изолировать от остальной модели. Эти команды влияют только на видимость выбранных уровней (или объектов) в трехмерном виде и нацелены на удобное
взаимодействие с моделью.
Для
отображения всех объектов и обозначений, существующих в модели, предназначена команда «Показать все». Позиционирование модели в начальное положение со вмещением всех объектов в границы вида осуществляется двойным щелчком на
колесике мыши. Эти же способы действуют при работе в редакторе любого компонента проекта – чертежа, принципиальной схемы инженерной системы, сборки и т.д.
Для
того чтобы начать размещать новые объекты на определенном уровне, необходимо разместить на нем рабочую плоскость. Сделать это можно соответствующей командой из контекстного меню или дважды щелкнув левой кнопкой мыши по обозначению уровня.
Открыть
уровень (его редактируемое двухмерное представление) возможно как через обозреватель проекта, так и соответствующей командой контекстного меню, вызванного для обозначения уровня в модели.
Основной
процесс информационного моделирования рекомендуется производить в трехмерном пространстве для использования преимуществ проектирования по данной технологии в полной мере.
Однако, возможно создавать и редактировать модель и на двухмерном уровне. Изменение или перемещение объекта на плане уровня одновременно отобразится также и в модели.
Параметрами уровня, с помощью которых настраивается видимость объектов и на плане уровня при работе с моделью, и в дальнейшем на виде данного уровня, применяемого для оформления планов на чертежах, являются:
1
– «Смещение плоскости сечения» – этот параметр определяет верхнюю границу видимости, отсчитываемую от плоскости уровня, для которого задается этот параметр. Может иметь положительное или отрицательное значение.
2
– «Уровень глубины видимости» – определяет нижнюю границу видимости объектов модели – нижний видимый уровень.
3
– От уровня, заданного параметром «Уровень глубины видимости», может быть определена еще большая (при задании значения с минусом) или меньшая глубина (при задании значения с плюсом) параметром «Смещение плоскости глубины видимости».
Инструменты создания и редактирования объектов модели
При создании нового проекта во вкладке «3D Вид» отображается базовый уровень, высотная отметка по оси Z которого равна нулю относительно начала координат всей модели.
Щелкнув правой кнопкой мыши в пространстве 3D Вида, возможно переключиться в один из двух двухмерных режимов измерения (то есть в плоскости XOY) – полярный или прямоугольный, или в один из трехмерных режимов измерения – кубический, цилиндрический или сферический.
Полярный режим измерения — измеряется расстояние от заданной точки и угол поворота относительно оси X. Полярный способ измерения используется по умолчанию.
Прямоугольный — измеряются расстояния от заданной
точки по оси X и по оси Y.
Кубический — измеряются расстояния от заданной точки по осям X, Y и Z.
Цилиндрический — измеряется расстояние от заданной точки на плоскости XOY, угол поворота относительно плоскости XOZ и расстояние
от заданной точки по оси Z.
Сферический — измеряется угол поворота относительно плоскости XOZ, угол поворота в вертикальной плоскости, расстояние от заданной точки.
Размерные линии серого цвета и расположенные на них динамические поля ввода в каждом режиме измерения подсказывают от какой точки и что именно измеряется – угол поворота или расстояние. Поля ввода показывают значения этих расстояний или углов поворота и позволяют ввести их с клавиатуры. Переключение между полями ввода осуществляется с помощью клавиши Tab.
Панель инструментов для создания трехмерной модели объединяет в себе инструменты, названные по типам объектов предметной области проектирования, и также инструменты обозначений и аннотирования. Если задержаться на пару секунд на иконке инструмента, то Renga подскажет его название.
При
выборе инструмента становится видимым и редактируемым присущий ему набор возможных способов построения, а также параметров, в виде отдельных панелей под панелью инструментов.
Параметры
будущего объекта либо вводятся с клавиатуры с подтверждением нажатием клавиши Enter, либо выбираются из выпадающего списка.
Пока
активен инструмент, возле курсора отображается так называемый фантом объекта, вид которого изменяется в соответствии с введенными или выбранными параметрами и определяет вид будущего объекта модели.
Рабочая плоскость уровня поделена на квадраты по 100 мм, включенные в квадраты по 1000 мм. Привязка к данной сетке активируется при зажатой клавише Shift.
Для
того чтобы начать размещать новые объекты на определенном уровне, необходимо разместить на нем рабочую плоскость. Сделать это можно соответствующей командой из контекстного меню или дважды щелкнув левой кнопкой мыши по обозначению уровня.
В
процессе создания и редактирования положения объектов размеры рабочей плоскости могут быть автоматически увеличены. После удаления объектов может потребоваться сокращение рабочей плоскости до стандартных размеров или размеров, в которые
вписаны все объекты модели. Для этого применяется сочетание клавиш Ctrl+R.
Каждый
объект модели имеет характерные точки.
За
характерные точки возможно отредактировать объект: переместить, поменять длину,
добиться нужного сопряжения стен.
Возможность
редактирования площадных (многоконтурных) объектов позволяет изменять уже созданные перекрытия, проемы, крыши, помещения, штриховки модели и профили путем добавления в контур новых вершин и удаления построенных, изменения типа сегмента с линии на дугу и обратно, и перемещения сегмента целиком. Для вызова меню доступных действий нужно задержать курсор на секунду на середине грани.
В Renga существуют приоритеты подрезки и вырезания объема для разных типов объектов.
При пересечении объектов разных типов один объект вырезает объём из другого, образовывая подрезку, в соответствии со следующим приоритетом: Столбчатый фундамент (наибольший приоритет) – Ленточный фундамент – Крыша – Колонна – Балка – Лестница/Пандус – Перекрытие – Стена
(наименьший приоритет). Крыша, Лестница и Пандус не вырезают, а отсекают объём, который расположен выше них, от стоящих ниже по приоритету объектов. Одинаковые типы объектов могут накладываться друг на друга, т.е. пользователь может
построить объект поверх другого объекта, если их типы совпадают.
При
построении объектов в модели подсвечиваются базовые линии, а также грани и ребра объектов, к которым можно привязаться.
Кроме
этих привязок можно активировать привязки отслеживания по направлениям осей X, Y, Z, или от определенных точек существующих объектов, если задержаться на одной или нескольких нужных точках на пару секунд.
При
выборе любого объекта модели (или нескольких одновременно), возможно произвести его редактирование, изменив его параметры; совершить определенные действия одиночного копирования, создания нескольких копий объекта с заданным шагом по прямой, по окружности, или по эквидистанте, зеркального копирования. Также совершить действия изменения положения объекта: поворот и перемещение.
Также
в программе предусмотрена возможность копирования и перемещения объектов с помощью горячих клавиш. При зажатой клавише Ctrl – можно скопировать объект. Отличие от копирования объекта с помощью одноименного действия состоит в том, что копирование происходит за характерную точку объекта (при копировании с помощью действия «Копировать» копирование может производится относительно любой точки в пространстве 3D Вида). При зажатой клавише Alt – можно переместить объект, также за его характерную точку (при перемещении с помощью действия «Переместить» перемещение может производиться относительно любой точки модели).
Отменить или вернуть любое действие (в том числе и выполненное с объектом командой, выбранной на панели «Действия») возможно с помощью одноименных команд на основной панели.
Выбирать объекты
можно щелчком левой кнопки мыши. Если при этом зажать клавишу Ctrl, то можно выбрать несколько указанных объектов.
Множественный
выбор также можно осуществлять с помощью рамки, зажав левую кнопку мыши. При движении мыши сверху-вниз и слева-направо будут выбраны видимые объекты, которые целиком попадают в рамку выбора. Под видимыми объектами понимаются те,
что не перекрыты другими объектами модели. При движении мыши справа-налево и снизу-вверх будут выделены видимые объекты, которые хотя бы частично попали в рамку выбора.
Если
при этом зажать клавишу Shift, то будут выделены не только видимые объекты, но все объекты, что попали в рамку, в том числе те, что перекрыты другими объектами.
Нажатие
сочетания клавиш Ctrl+A выделит все объекты и уровни, существующие в модели.
Отменить
выбор объектов или уровней можно, указав необходимые объекты с зажатой клавишей Ctrl.
Измерения во вкладке «3D Вид»
Размеры в
модели могут быть созданы только в плоскости XOY и расположены на любой высоте.
Для
того чтобы в процессе проектирования измерить расстояние или угол в трехмерном пространстве, нужно воспользоваться инструментом «Линия модели» в подходящем случаю режиме измерения. Для этого не обязательно строить линию, достаточно активировать привязки отслеживания (дождаться смены цвета точки привязки с черного на сиреневый цвет).
Помимо
функции «линейки», линия модели помогает в дополнительных построениях при моделировании, к примеру – в качестве обозначения осевых линий.
Визуальные стили модели
При
работе с моделью требуется ее различное отображение. Для этого существуют фиксированные визуальные стили. По умолчанию модель открывается в монохромном визуальном стиле. Такое отображение экспериментально подобрано с учетом требования минимального влияния на зрение проектировщика и для целостного восприятия проектных решений, отраженных в модели. В этом режиме только инженерные системы будут отображаться в соответствии с настроенными цветами для стилей систем, что также относится к
информации, которая отражает инженерные решения проекта.
Для
того чтобы архитекторы могли настроить и оценить цветовые решения в модели, существует цветной визуальный стиль. По умолчанию каждый тип объекта отображается преднастроенным цветом, который может служить сигналом о том, что объекту не назначен материал.
Если материалы назначены, то в цветном режиме визуального стиля отображены цвета, настроенные для материалов (в том числе используемых в составе многослойных материалов), которые назначены объектам модели.
Для решения задач архитектора требуется показ штриховок поверхностей, которые также настраиваются для материалов (отображаются в монохромном и цветном визуальном стиле). Штриховки могут быть загружены пользователем в формате *.pat через меню «Управление стилями – Оформление – Штриховки».
В визуальном стиле «Каркас» отображаются только ребра объектов.
Каркасный
визуальный стиль очень важен при работе с армированием конструкций, а также с инженерными сетями жизнеобеспечения в модели, в том числе прокладываемыми внутри конструкций.
Любой
визуальный стиль может быть применен целиком для модели – с основной панели; для выбранного уровня или нескольких уровней; а также для отдельного объекта или нескольких выбранных объектов – из контекстного меню.
Для
возврата подчинения визуального стиля объекта общей настройке визуального стиля модели, у объекта должен быть выбран визуальный стиль «По умолчанию» – из контекстного меню.
Свойства объектов
Помимо
формирования геометрического представления модели, важным аспектом информационного моделирования является возможность наполнять модель и ее объекты необходимой пользователю уникальной информацией.
Для того чтобы создать пользовательские свойства в проекте, выберите из меню «Управление стилями» редактор «Свойства объектов». В редакторе возможно назначить пользовательское свойство для объекта модели, его стиля, а также компонента проекта (чертежи,
уровни, сборки, разрезы, фасады, спецификации, таблицы).
Задать значение свойству стиля можно в соответствующей вкладке редактора стилей. При этом самое важное, что нужно отметить о разнице между свойствами, задаваемыми для объектов, и свойствами, задаваемыми для стилей объектов это то – что при задании через стиль свойство будет присвоено всем объектам модели, к которым применен данный стиль.
Задать значение свойству компонента проекта возможно из контекстного меню для компонента во вкладке «Обозреватель проекта» или внутри самого компонента (чертежа, стиля сборки, уровня и т.д., кроме категории инженерной системы).
На
любом этапе проектирования, координации, проверки и просмотра цифровой информационной модели применяются команды контекстного меню объектов для настройки отображения созданных объектов.
- «Скрыть», «Изолировать», которые влияют только на видимость выбранных объектов или обозначений в трехмерном виде и нацелены на удобное взаимодействие с моделью.
- «Выделить подобные на уровне», «Выделить подобные в проекте». Подобие объектов определяется набором параметров, которые должны иметь одинаковые значения. Марка не входит в этот набор.
- «Выделить с одинаковой маркой». Для выбора объектов с одинаковой маркой должны быть заданы значения соответствующему параметру каждого объекта, иначе будут выбраны все объекты в модели, которым значение марки не присвоено.
Для
того чтобы сформировать набор только тех объектов модели, которые соответствуют заданным пользователем критериям, предназначены фильтры.
Применение
фильтра доступно на любом этапе проектирования в Renga: моделирования, специфицирования, оформления чертежей. Команды работы с фильтрами в модели («Выделить», «Скрыть», «Изолировать») находятся в контекстном меню, которое активируется щелчком правой кнопкой мыши вне объектов. Фильтры применяются независимо друг от друга - то есть выбранное действие с набором объектов, отмеченных в фильтре, производится относительно всей модели, без учета примененных ранее фильтров. Для выбранных с помощью фильтра объектов возможно одновременное изменение общих параметров, назначение свойств и применение действий копирования, перемещения и так далее.
Для
добавления нового и редактирования существующих фильтров, требуется вызвать соответствующий редактор из меню «Управление стилями» на основной панели.
Сохранение проекта
Для
сохранения изменений в проекте предназначена команда «Сохранить проект» на основной панели.
Сохранить
весь проект возможно в формате *.RNP или в виде шаблона проекта в формате *.RNT.
Каждый
новый проект в программе Renga создается по шаблону.
Шаблон,
используемый программой по умолчанию (при
создании проекта с помощью команды «Новый проект»), содержит примеры
настроенных стилей, свойств, форм спецификаций и т.д.
Архитектура в программе Renga
В
программе Renga возможно осуществлять проектирование зданий и сооружений
различного назначения, масштаба и конструктивного исполнения, любой
стадийности.
Организовать
процесс проектирования зданий и сооружений в Renga возможно совместно с
конструкторами и инженерами по внутренним сетям, в последствии возможно включить
цифровую информационную модель спроектированного здания или сооружения в
консолидированную информационную модель объекта строительства.
Оси и высотные отметки
Объекты
цифровой информационной модели располагаются на уровнях. Предназначение уровней – разбивка здания или сооружения по
этажам или высотным отметкам.
Рекомендуется
совмещать нулевую отметку здания или сооружения с координатой высоты Z=0.
Программа
не предусматривает связанность уровней между собой (например, для создания
повторяющихся типовых этажей). Тиражирование уровней производится их
копированием.
Для
осевой разметки будущего здания или сооружения предназначен специальный
инструмент из группы обозначений «Ось».
Оси
в модели располагаются только в плоскости XOY активного уровня (того уровня,
где размещена в данный момент рабочая плоскость). При размещении рабочей
плоскости на другом уровне оси, также как обозначения разрезов и фасадов, будут
перемещены на активный уровень.
Основная
рекомендация при размещении осей – совмещение пересечения начальных осей А-1 с
началом координат цифровой информационной модели.
Пересечение
осей следует производить с помощью совмещения их характерных точек,
относительно которых может настраиваться параметр «Длина выпуска оси» – отдельно
для отображения в модели и на чертеже (при оформлении чертежей обозначение осей
из модели возможно автоматически перенести на вид, расположенный на чертеже).
Тиражирование
осей может производиться с помощью подходящих проектному случаю команд, расположенных
на панели «Действия», для одной или нескольких выбранных осей (например,
наиболее часто применяемой команды «Копировать по направлению» с заданным
шагом). Значение параметру «Обозначение оси» задает пользователь.
Материалы
Renga
позволяет проектировать каменные, в том числе кирпичные, бетонные и
железобетонные (из монолитных и сборных конструкций), металлокаркасные,
ограждаемые сэндвич-панелями, деревянные и другие здания и сооружения.
Для
того чтобы создать или отредактировать материал, предусмотрены редакторы
материалов и многослойных материалов.
Материалы
настраиваются для применения к однослойным конструкциям (типа «Балка»,
«Колонна», «Столбчатый фундамент», «Ленточный фундамент», «Лестница», «Пандус»)
и для применения в составе многослойных материалов (для применения к объектам
типа «Стена», «Перекрытие», «Крыша»). Материалы могут быть назначены стилю
конструкции окна, полотна двери, арматурного стержня, объектов инженерных
систем. Также для некоторых типов объектов, например – в стиле элемента, может
быть назначен список материалов.
У
материала настраиваются параметры, штриховки, текстуры и пользовательские
свойства.
Основным
важным параметром материала является «Плотность», исходя из которого – с учетом
геометрических размеров, то есть объема, объекта (или группы объектов в сборке)
– автоматически высчитывается его масса (хранится в одноименной расчетной
характеристике объекта).
Цвет
материалу возможно задать стандартный или определив с экрана.
Штриховку
(отображаемую в модели, на плоском виде и на виде чертежа в режиме «Авто»)
можно определить для поверхности и для сечения объектов из стандартного набора
или загруженную пользователем. Загрузка пользовательской штриховки в формате
*.pat предварительно осуществляется в редакторе, доступ к которому
осуществляется с основной панели «Управление стилями – Оформление – Штриховки».
Текстуры
загружаются в формате *.png, *.jpg, *.jpeg (рекомендуется применять бесшовные
штриховки). При необходимости через эту опцию может быть загружено изображение.
Для корректного расположения текстуры на поверхности объекта может быть задано
нужное смещение и масштаб.
При
создании многослойного материала следует учитывать основные особенности его
дальнейшего использования:
- При необходимости создать объект типа «Стена», «Перекрытие»
или «Крыша» из одного материала (например, из бетона), следует создать
многослойный материал, состоящий из одного материала.
- Толщина базового слоя будет равна толщине того объекта,
которому назначается стиль, за вычетом толщин других слоев, значение которых
задается пользователем в многослойном материале.
- При необходимости армирования несущего слоя многослойной
конструкции (например, для усиления бетонного, кирпичного или каменного
несущего слоя) требуется определять этот слой базовым (так как
автоматизированное параметрическое армирование применяется именно к базовому
слою).
- Порядок слоев можно менять (как внутри редактора с помощью
команд «Переместить слой выше или ниже», так и перевернув весь объект в модели
с помощью команды контекстного меню «Перевернуть» – в зависимости от конкретной
проектной ситуации).
Архитектурно-строительные конструкции
Несущие
и ограждающие конструкции здания или сооружения в программе Renga моделируются
с помощью инструментов, обозначенных
именами объектов предметной области, для которых задаются параметры – в том
числе параметры, определяемые стилем.
– Такие параметры как «Высота»,
«Толщина», «Глубина» определяют геометрические размеры объекта, наравне с
задаваемыми в пространстве 3D вида длиной объекта или каждой его грани.
– Параметры «Расположение относительно
оси», «Расположение относительно базовой линии», «Смещение по горизонтали»,
«Смещение по вертикали» задают смещение объекта относительно его базовой линии
и характерных точек. Такой способ определения положения объекта отличается от
задания положения объекта с помощью координат по X, Y, Z, при котором базовая
линия и характерные точки изменяют положение по X, Y или высоту по оси Z
относительно уровня вместе с объектом. Также и при изменении этих параметров
для перемещения объекта в новое положение: базовая линия и характерные точки
объекта остаются на прежнем месте размещения – в этом отличие от перемещения
объекта с помощью команды на панели действий или горячей клавиши Alt, при
котором перемещение происходит вместе с базовой линией и характерными точками
объекта.
Эти
параметры позволяют достичь нужного сопряжения объектов и помещения их в
проектное положение. Например, для корректного сопряжения несущих кирпичных
слоев стен разной толщины (с учетом других слоев, пример приведен для стен
разных блоков здания, разделенных антисейсмическим швом) потребуется задать
различные значения смещения стен по горизонтали.
– Для каждого типа объекта существуют
собственные параметры, определяющие применяемые к объекту стили.
– Параметр «Марка» необходим не только
на этапе создания ЦИМ, но и на этапах оформления спецификаций и чертежей.
Одновременно
с созданием геометрического представления цифровой информационной модели
рекомендуется производить ее информационное
наполнение.
При
необходимости конструкции здания могут быть смоделированы с помощью таких
инструментов как «Сборка» (например, ферма), «Элемент» (например, подпорная
стена с контрфорсами); смоделированы типом объекта не по прямому назначению
(например, свая может быть смоделирована инструментом «Колонна» в сборке).
Для
моделирования стен и перегородок в
Renga предусмотрен специальный инструмент «Стена». Стены могут быть
однослойными или многослойными. Параметрическое армирование применяется для
базового слоя стены.
Как
и при построении любого объекта, важно соблюдать точные привязки и сопряжение
базовых линий стен (например, доводить базовые линии несущих стен до точного
совпадения в одной точке для сопряжения базовых слоев несущих стен; доводить
базовую линию перегородки до грани несущей стены, а не до ее базовой линии,
чтобы разграничить несущие стены и перегородки).
Стены из штучного материала –
кирпича, блоков, фасадных панелей – рекомендуется моделировать одной стеной.
Для визуализации применять соответствующие штриховки и текстуры материала в
требуемом масштабе или инструмент «Линия модели». Для подсчета материала для
стены применять возможность задавать выражения для свойств и использовать в них
автоматически высчитываемую расчетную характеристику объема стены.
Стены
во вкладке «3D Вид» моделируются строго вертикально от плоскости XOY. Для
моделирования наклонных стен применяется
инструмент «Стена» в сборке. «Сборка» размещается в модели
с помощью задания значений углов Эйлера.
Также
в сборке могут быть смоделированы сборные стеновые
панели, в том числе стеновые панели шахт лифтов.
Перекрытия и полы
Перекрытия в Renga
моделируются специальным инструментом «Перекрытие»; являются
многоконтурными объектами (возможно добавлять вершины и изменять вид граней),
имеют многослойный материал.
Полы выполняются
инструментом «Перекрытие» между стенами внутри помещений, сверху основного
перекрытия. Возможно применять цветовую индикацию помещений и типов полов,
настраивая цвет материала в многослойном материале.
Балки
и колонны в Renga моделируются соответствующими инструментами «Балка» и
«Колонна». Размеры и сечение
профиля задается стилем балки или стилем колонны.
Для
моделирования односкатных, двускатных, вальмовых, плоских с разуклонкой и
других видов крыш в Renga
предназначен инструмент «Крыша».
Создание
и редактирование контура крыши подчиняется правилам редактирования
многоконтурных объектов в Renga (добавление, перемещение и удаление вершин и
т.д.).
При
работе с инструментом «Крыша» важно правильно применять значения параметра «Тип
сегмента»: «Скат» или «Фронтон».
Редактирование
параметров каждого отдельного сегмента крыши, таких как «Угол наклона ската»,
«Уровень ската» и «Свес», возможно осуществить при выборе середины сегмента).
После редактирования нужного параметра, середину сегмента следует вернуть в
прежнее положение (если не требуется иное). Редактирование параметров крыши,
таких как «Толщина», «Многослойный материал» и других, осуществляется при
выборе размещенной в модели крыши.
Окна,
двери, проемы и отверстия
Окна
и двери моделируются только в стенах. Заполнение оконных и дверных проемов
определяет «Стиль окна» и «Стиль двери». Стиль окна и двери подстраивается под
размеры конкретного объекта в модели, поэтому внутри стиля настройки импостов и
створок происходят в процентном соотношении.
При необходимости моделирования проема или отверстия в стене (в том числе под коммуникации) применяются те же инструменты «Дверь» или «Окно» с необходимой формой проема или отверстия и с
присвоением значения параметра «Стиль двери» или «Стиль окна»: «нет» (то есть без заполнения).
Отверстия
и углубления в перекрытиях и крышах моделируются
специальным инструментом Проем. Основное правило при построении проема состоит в том, что
проем обязательно должен пересекать или прорезать перекрытие или крышу.
Витражи
(в том числе наклонные), мансардные окна моделируются в сборке
с последующим заданием углов Эйлера для сборки при размещении в модели. При
этом стена, в которой размещается окно задается минимальной высоты.
Лестницы и ограждения
Лестницы в
Renga моделируются с помощью специального инструмента Лестница. Ширина проступи,
высота подступенка и угол наклона лестницы определяются автоматически из
заданной пользователем в параметрах лестницы высоты, количества ступеней и
заданной в пространстве модели длины лестницы.
Ограждение «По
подобию» лестницы с помощью специального инструмента «Ограждение» строится в
одном из двухмерных режимов измерения (полярном или прямоугольном). При этом
рабочая плоскость должна быть размещена на том уровне, на котором находится
лестница (те же принципы действуют при размещении ограждения по подобию
пандуса).
Планировка помещений, площадь застройки
Обозначение
помещений в модели здания
производится специальным инструментом «Помещение».
Помещение
может быть двух видов:
- Ассоциативное
помещение. Автоматически определяет контур в
замкнутом конструкциями пространстве (стены, перекрытия и другие объекты должны
быть аккуратно построены и соединены). Строится способом «Автоматически по
точке». Тогда при изменении положения конструкций, ограничивающих данное
помещение, такое помещение перестроится автоматически. Пользователь задает
только высоту помещения и может изменить положение нижней грани помещения
(параметром «Смещение по вертикали»).
- «Ручное» помещение. Строится по контуру, указанному пользователем. Также
учитывает параметры «Смещение по вертикали» и «Высота помещения», заданные
пользователем.
Для
последующего корректного подсчета площади помещения и площади отделки помещения
в соответствующих спецификациях необходимо корректно задавать положение
помещения (все грани, в том числе нижняя, должны касаться объектов, формирующих
контур помещения – перекрытий, стен и т.д.). Задание значений отделки пола,
потолка, стен задается в свойствах помещения. Эти значения автоматически
заполняют ведомость отделки помещений, существующую в виде спецификации в
шаблоне проекта, по которому создается каждый новый проект.
Площадь застройки здания
может быть определена с помощью инструмента «Помещение» со способом построения,
отличным от способа «Автоматически по точке», с привязкой к внешним граням определенных
объектов по контуру здания. Для сохранения в модели помещения, определяющего
площадь застройки, рекомендуется избегать пересечения с другими помещениями в
модели и размещать между этажами. При этом высоту помещения задают минимальную
= 1 мм, чтобы сохранить только информацию о площади.
Расстановка оборудования в модели осуществляется двумя способами:
–
С помощью специальных инструментов для проектирования инженерных систем: «Санитарно-техническое оборудование», «Оборудование», «Вентиляционное
оборудование», «Осветительный прибор». Преимущество этого способа заключается в
том, что такое оборудование имеет встроенные точки подключения и отнесено к
определенным инженерным системам и в последствии инженеру по сетям достаточно
будет подключить оборудование к нужной трассе.
–
С помощью инструмента «Элемент» (для нестандартного оборудования или при
наличии необходимости загрузки в ЦИМ точных трехмерных моделей, предоставленных
производителем). В дальнейшем, при необходимости подключения такого
оборудования к сетям жизнеобеспечения здания, подключение осуществляется с
помощью точек трассировки.
Расстановка
мебели в цифровой информационной
модели осуществляется с помощью инструмента «Элемент».
Шаблон,
по которому по умолчанию создается каждый новый проект, содержит набор стилей
элементов базовых предметов интерьера. Возможно использовать эти стили, меняя
размеры при необходимости.
В
качестве «Элемента» может быть
импортирована (командой «Вставить из» на основной панели или командой «Задать
3D модель» при редактировании стиля элемента) трехмерная модель мебели или
оборудования в одном из указанных форматов:
· 3ds Max (.3ds), LightWave (.lwo),
StereoLithotraphy (.stl), OBJ (.obj), COLLADA (.dae), FBX (*.fbx) и VRML (.wrl). Элементы, созданные на основе
импортированных объектов в этих форматах полигональной геометрии, на плане
уровня и виде чертежа отображаются только в виде габаритных прямоугольников
импортированных объектов.
· C3D (.c3d), STEP (.stp, .step), IGES
(.igs, .iges), Parasolid (.x_t, .x_b) и AСIS (.sat). Элементы, созданные на основе импортированных объектов в
этих форматах – твердотельные, и на плане уровня отображаются их проекции.
· JT (.jt). Как будет отображаться элемент, созданный на
основе объекта в формате JT, зависит от информации, записанной в исходный файл.
При импорте добавляются и исходные материалы 3D объекта (в «Материалы»). При необходимости,
можно изменить эти материалы или заменить на другие, используемые в модели или
вновь созданные.
Кроме
настроенных параметров стилю элемента можно задать также и свойства, которые
потребуются для повышения информативности модели и специфицирования элемента
(тип объекта при специфицировании «Элемент»).
Конструкции в программе Renga
Renga
предоставляет инженеру-конструктору зданий и сооружений инструменты для автоматизированного проектирования монолитных и сборных железобетонных конструкций, металлоконструкций и др.
Организовать
процесс проектирования зданий и сооружений в Renga возможно совместно с архитекторами и инженерами по внутренним сетям, в последствии возможно включить цифровую информационную модель спроектированного здания или сооружения в консолидированную информационную модель объекта строительства.
Монолитные железобетонные конструкции
Программа
Renga позволяет проектировать монолитные железобетонные конструкции здания или сооружения по технологии информационного моделирования и оформлять проектную документацию марки «КЖ» на основе модели.
Материалы
конструкциям и арматурным стержням создаются с помощью редакторов «Материалы» и «Многослойные материалы».
Каждый
стиль, применяемый в армировании, может содержать набор настраиваемых пользователем свойств.
Несущие
и самонесущие конструкции здания или сооружения моделируются в Renga инструментами,обозначенными именами объектов предметной области и обладающими соответствующими параметрами.
Формы
сечений балок, колонн и пластин (которые могут понадобиться при моделировании закладных изделий) определяются соответствующими стилями (в том числе созданными с применением редактора «Профили»).
Монолитные
железобетонные конструкции сложной и уникальной формы могут быть созданы набором подходящих инструментов в сборке с учетом правил подрезки и отсечения объемов различными типами объектов в программе. Затем необходимо скопировать сборку в новый проект в пространство 3D вида и произвести экспорт в один из твердотельных форматов.
Следующим
шагом будет импорт в ЦИМ здания или сооружения трехмерной модели уникальной конструкции в твердотельном формате в качестве типа объекта «Элемент». Если планируется изменение габаритов уникальной конструкции, то рекомендуется сохранить ее оригинал, собранный в сборке для того, чтобы возможно было внести изменения и повторить процесс «реимпорта» объекта.
Способы армирования конструкций
В программе Renga существует два способа армирования конструкций:
– Автоматизированное;
– Армирование отдельными стержнями.
Два указанных способа армирования включают в себя следующие виды армирования:
- Параметрическое армирование (параметр стиля «Способ армирования» = «Параметрическими сетками» или «Параметрическими каркасами») – вид автоматизированного армирования, при котором производится автоматическая раскладка арматурных стержней в конструкции в зависимости от ее габаритов и заранее указанных пользователем параметров: диаметров, шагов, наличия выпусков арматуры и т.д. Раскладка производится в соответствии с набором правил, заложенных в систему Renga. Шаг стержней отсчитывается от края конструкции вдоль положительного направления глобальных осей модели Х, Y и Z, при этом крайний доборный шаг формируется исходя из габарита армируемого элемента.
- Расстановка арматурных каркасов (параметр стиля «Способ армирования» = «Раскладка арматурных каркасов») – вид автоматизированного армирования, при котором производится автоматическая расстановка арматурных каркасов в конструкции в зависимости от ее габаритов и габаритов созданного пользователем каркаса, а также указанных параметров расположения каркасов в конструкции. Расстановка осуществляется от края конструкции вдоль положительного направления глобальных осей модели Х, Y и Z.
- Раскладка арматурных сеток (параметр стиля «Способ армирования» = «Раскладка арматурных сеток») – вид автоматизированного армирования, при котором производится автоматическая раскладка арматурных сеток в конструкции в зависимости от ее габаритов и габаритов созданной пользователем сетки, а также указанных параметров расположения сеток в конструкции. Раскладка осуществляется от края конструкции вдоль положительного направления глобальных осей модели Х, Y и Z.
- Армирование соединений – вид автоматизированного армирования, при котором производится автоматическое армирование соединения стен в зависимости от его габаритов, конфигурации (крестообразное, угловое, Т-образное) и настроенных пользователем параметров: шагов, диаметров арматуры и т.д.
- Армирование отдельными арматурными стержнями – вид «ручного» армирования, при котором армирование помещается в модель в виде отдельного арматурного стержня или группы арматурных стержней в виде единого объекта (группируя отдельные стержни в сборке с возможностью использовать вложенные сборки). В отличие от вышеуказанных автоматизированных видов армирования, такая арматура является отдельным объектом в модели (или в сборке) – не принадлежит конструкции, полностью зависит от пользовательской настройки габаритов и расположения в модели.
Автоматизированное
армирование (параметрическое армирование, расстановка арматурных каркасов и раскладка арматурных сеток) реализуется за счет применения «Стиля армирования» определенного типа конструкции и требует предварительной настройки используемых составляющих: арматурного стержня, каркаса и сетки (сгруппированы в наборе стилей «Арматурные изделия»).